В лесу на стволах взрослых деревьев с южной стороны имеется некоторое количество наростов неопределенной формы (на северных и восточных сторонах наростов почти не бывает). Вросшие в кору дерева и сами покрытые корой живописного рисунка, волнистые, извилистые, переплетающиеся линии волокон отчетливо выделяются на белоствольной березе. Наросты —явление болезненное только для растущего дерева, на качество древесины ствола они существенным образом не влияют, аккуратное спиливание их для растения безболезненно.
Но именно эти наросты (капы) дают столяру отделочный материал неповторимого рисунка и расцветки. Особенно ценятся ореховые капы с их причудливыми переплетениями годичных слоев разной ширины и окраски, с яркими извилистыми, линиями волокон вдоль ствола. Древесина орехового дерева, особенно южного, кавказского, сама по себе ценна как отделочный материал. Особенность ее в цвете волокон: от очень светлых до темно-коричневых оттенков. А наплывы на ореховом дереве — это как бы сгусток всего самого красивого и ценного, что создано природой этого растения. Капы на взрослых деревьях достигают 200 см в диаметре, весом свыше 1,5 т (древесина капов, как и вся древесина карельской березы, оценивается по весу, а разделенная на тонкие пластинки декоративной фанеры — в квадратных метрах и дециметрах).
Красив кап ольхи с красноватым отливом волокон. Наросты встречаются на большинстве пород деревьев.
Из твердой каповой древесины изготовляют разные украшения: броши, кулоны, бусы. Они занимают место на прилавках ювелирных магазинов рядом с драгоценными камнями и изделиями из серебра.
На лесосеках деревья спиливают на уровне 20—40 см от поверхности земли. Но как раз нижняя часть ствола (комель), граничащая с главными корнями растения, и представляет наибольшую ценность в качестве сырья для отделочных материалов. При разделке древесины именно из этой части ствола, из пня получают листы фанеры с наиболее красивым рисунком. При заготовке отделочной древесины комель освобождают от слоя земли, обнажают корни и в этом месте распиливают.
В этих же целях используют развилины, образующиеся в местах разветвления ствола дерева, где волокна в процессе роста образуют переплетенные узоры, которые называют перекрутом.
Теперь о гнили. Многие породы деревьев, пораженные грибковыми заболеваниями, меняют цвет древесины, хотя механические свойства обычно сохраняются, если гниение не зашло слишком далеко. Волокна древесины сосны и осины приобретают серо-синюю окраску, в художественных панно этот природный рисунок используется для изображения спокойного моря или неба в ненастную погоду.
Наконец, о сучках. Фанерные листы, на которых есть небольшие крепкие сучки, выделяющиеся яркой и всегда более темной окраской, выглядят наряднее, красивее. Своеобразный рисунок волокон образуется вокруг каждого сучка.
Столяры-краснодеревщики, профессионалы и любители оценивают качество древесины любой породы не столько по физико-механическим свойствам, сколько по декоративным. Главными критериями являются цвет, блеск, текстура.
Среди деревьев наших лесов можно найти для художественных отделочных работ древесину всех без исключения теплых цветов с безграничным количеством оттенков. В подмосковных лесах преобладают деревья с белой, светлой древесиной, за исключением невзрачной на первый взгляд серой ольхи, древесина которой на срезе буровато-желтая. Светлая окраска характерна для березы, ели, осины, липы, клена, пихты, граба, черемухи, боярышника, карельской березы, ясеня. Бурую древесину с желтыми, коричневато-красными оттенками имеют тополь, кедр, вяз, бук, лиственница, рябина, акация. Коричневая древесина с желтыми и красными оттенками свойственна дубу, сосне, яблоне, черешне, ореху, бархатному дереву, кипарису, туе, можжевельнику. Красная, древесина у тиса. Розовая — у сливы, фиолетовая — у сирени, черная — у мореного дуба (эта последняя, хотя и естественно, но приобретенная окраска).
Контрастные переходы в цвете имеют наибольшее значение для таких видов отделочных работ, как мозаика, инкрустация и интарсия.
Путем окрашивания можно имитировать древесину , малоценных пород под более редкие и ценные. Имитации под орех хорошо поддаются береза и бук, под красное дерево — ольха, вяз, под черное — яблоня, слива, осина, граб. В определенной среде может меняться и естественная окраска. Древесина свежесрубленной ольхи краснеет под действием кислорода воздуха, сосна в помещении со временем становится бурой, а на открытом воздухе серебристо-серой. Пожалуй, только ель надолго сохраняет свой белый цвет.
В общем, цвет — это основное декоративное свойство древесины. Если естественный цвет можно усилить в процессе отделки, даже изменить искусственной подкраской волокон, то текстура дерева всегда остается природной Только определенным;. образом раскраивая древесину, можно получить разнообразную по рисунку поверхность. Но опять-таки текстура выявляется цветовым разнообpaзием в окраске годовых колец и продольных волокон.
Ценное декоративное свойство древесины — это блеск, который сильнее выявляется в процессе дальнейшей ее обработки и отделки. Но и в естественном состоянии поблескивают на свету отдельные частицы древесины в зависимости от плоскости разреза. Шелковистый блеск характерен для клена, черемухи, вяза, кедра, чинары. Серебрятся под косыми лучами света манчжурский орех, сибирский кедр. Золотистый блеск присущ черешне и бархатному дереву. Поверхность неодинаково отражает свет, что можно наблюдать на паркетном полу «в елочку» или «в шашку», если смотреть с разных точек.
В старину высоко ценилась мебель из привозною (Индия, Центральная Америка) красного дерева. Отсюда название «столяр-краснодеревщик». Но, как видим, для декоративного украшения быта пригодны почти вес виды деревьев отечественных пород, дело лишь в умении раскрыть всю красоту древесины, используя ее физико-механические и декоративные свойства.
"Ремонтируем Все":О квартирном ремонте.
В нормальных семьях уже давно квартирный ремонт делают профессионалы. Но почему бы нам не изучить хотябы азы этого дела? Будет понятно за что мы собственно платим деньги этим самым профессионалам. Да....
Геометрия заточки. Геометрия заточки проверяется деревянным угольником. Лезвие железки рубанка или стамески должно быть прямым. Допускается небольшое (до 0,2—0,5 мм) скругление лезвия на концах, но ни в....
Порядок работы с деревом при строгании. Брусок строгают начиная с той поверхности, которая будет лицевой. Но перед этим необходимо присмотреться к сучкам, вокруг них всегда образуются зазоры, особенно если снимается толстая стружка.....
Столярные соединения. Способов столярных соединений деталей из дерева так много, что только на перечисление их ушло бы несколько страниц. И каждое из них обусловлено не только соображениями прочности. Чаще всего, наоборот,....
А Вы знаете, оказывается...
Опытный медицинский специалист устанавливает любой диагноз по желанию заказчика!