Главная -
Аюрведа. -
Уроки Аюрведы. -
Аюрведические понятие доша
Аюрведические понятия Доша, конституция, отклонение.
Вопрос:
1. Как ученого меня удивляет аксиома аюрведы, что Викрити должно соответствовать Пракрити. Вернее, удивляет почему отклонение Викрити от Пракрити всегда рассматривается как отрицательное явление? Ведь такая предпосылка закрывает возможность положительной динамики состава дош в человеке.
Ответ:
Здесь есть непонимание самого понятия дош. В переводе с санскрита доша — это то, что выходит из равновесия. Доша в Аюрведе считается субстанцией, то есть чем-то вещественным, которое может быть оценено количественно.
По Аюрведе, доша постоянно образуется в организме и постоянно выводится из него. Таким образом, дошу можно представить, как некий поток, ручей или реку. У реки есть источник, благодаря которому она постоянно наполняется. И таких источников может быть несколько. Реку наполняют родники, дожди, талые воды и т.д. Так и дошу может наполнять несколько источников — первоэлементов. Классически считается, что каждую дошу составляет два первоэлемента. Сами же первоэлементы могут поступать в организм с праной, пищей и питьем.
С рекой все обстоит хорошо до тех пор, пока из нее не стали забирать больше воды, чем она может дать, и тогда идет обмеление реки. Или же на реке может возникнуть запруда и тогда она разливается, затопляя все вокруг. В последствии на месте разлива может образоваться болото.
С дошами аналогично. Доша постоянно образуется, но и должна постоянно выводиться. Когда эти два процесса уравновешены, то это и есть равновесие доши, ее Пракрити.
Но в процессе жизни возникают ситуации, когда либо нарушается процесс образования доши (ее образуется больше или меньше), либо нарушается процесс ее выведения (ее выводится больше или меньше). И тогда нарушается равновесие — возникает Викрити.
Нарушение равновесия (дисбаланс) всегда патологично. А равновесие всегда гармонично.
Сама конституция Пракрити, конечно же, не является полным идеалом, так как Пракрити определяется кармой человека, его грехами и стремлениями в прошлых жизнях. Но для каждого конкретного человека это лучшее состояние здоровья из возможных для него. Исключением здесь будутврожденные патологии и уродства — в этих случаях карма настолько тяжела, что говорить об идеальном здоровье вообще не приходится.
Вопрос:
2. Вата-доша расположена от кончиков пальцев ног до пупка. Как же тогда ее субдоши прана- и удана-вата умудряются сосредотачиваться на уровне головы или груди? Подобные несоответствия относятся и к Пита-доше, которая расположена вроде бы от пупка до начала груди, а ее субдоша Алочака концентрируется в глазах.
Ответ:
Понимание прямо следует из объяснения первого вопроса. Доша — субстанция количественная. Она постоянно образуется и выводится. При этом от места своего образования до места своего выведения доша движется по всему организму, пересекая его весь целиком. Субдоша — это доша в процессе своего движения, когда она уже вышла из места своего образования, но еще не дошла до места выведения.
Например, Вата образуется в нижней части тела. Но двигаясь по всему телу, образует субдоши в верхней части тела.
Вопрос:
3. В главе "Дисбаланс Ваты" перечислены с моей точки зрения как причины, приводящие к дисбалансу (стресс, перегрузки, внезапные перемены, нездоровый образ жизни, и т.п.), так и признаки дисбаланса (нарушения психики, физические показатели). Такое смешение сбивает с толку…. И неясным остается, в каком случае вата-доша "зашкаливает", а когда ее недостает.
Ответ:
Причины и следствия тесно переплетены в обычной жизни. Так как Аюрведа — это наука о жизни, то и в ней причины и следствия переплетены и могут меняться местами. Причем, следует отличать первопричину от остальных причин.
Первопричина болезней заложена в ошибочном мировоззрении человека, на фоне которого уже возникают многообразные причины и следствия, которые могут меняться друг с другом.
Например, раздражительность — это проявление дисбаланса Питты. Дисбаланс Питты может быть вызван пристрастием к острой пище. И тогда возникает раздражительность. Здесь острая пища — причина, а раздражительность — следствие. Но может быть и наоборот. Например, человек проявляет свой эгоизм в виде раздражительности. Это приводит к дисбалансу Питты. Здесь уже раздражительность — причина, а дисбаланс Питты — следствие. Но первопричина в обоих случаях одна — Раджас, страстность человека.
В современных условиях в основном наблюдаются случаи увеличения дош, их накопление. Поэтому разобраться " в каком случае вата-доша "зашкаливает", а когда ее недостает" не сложно. Чаще всего она именно "зашкаливает".
Случаи недостаточности Ваты лично мне не встречались. Хотя теоретически источники описывают, что это возможно.
Вопрос:
4. Поэтому не совсем я понимаю советы по приведению вата-доши в равновесие: когда ее нужно обострять, а когда успокаивать.
Ответ:
В домашних условиях мы занимаемся только снижением дош.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
Прочитал - посмотри, может еще что приглянется:Моржевание и Аюрведа.Меня интересует вопрос, как аюрведа относится к обливанию холодной водой, например, такому как в методике Порфирия Иванова, разным холодовым процедурам, возможно не существовавшим во времена древней аюрведы..... Проблемы костной системы и аюрведа Можно ли с помощью Аюрведы не только остановить начавшийся процесс остеопении и разрушения суставов, но и повернуть его вспять, или это иллюзия? И существует ли возрастной предел, за гранью которого.... Понятие равновесие дош.Понятие равновесие дош. Основные ошибки
У меня пракрити В55П23К22
Викрити В34П33К33
По конституции явная Капха. По урокам я поняла, что надо работать с Питтой и Капхой, а Ватта сама восстановится..... Пример применения аюрведы с комментариями.Мое знакомство с Аюрведой началось тогда, когда для моей близкой родственницы я поставила целью найти возможность поправить хоть как-то ее здоровье.
Сейчас есть хорошие результаты, потому что и родственница.... |